Про серные бани Тифлиса)))
Практически в центре города как бы из-под земли вырастают купола. Это и есть знаменитые грузинские серные бани. По легенде, именно на горячих источниках был заложен город ("тбило" - "теплый"). Так что серным баням - как минимум несколько сотен лет.
Архитектура их специфически персидская: зарывшиеся в землю здания, сверху накрытые полусферами куполов с небольшими отверстиями в центре - это окна, которые освещают внутренние помещения. Построены они на местных горячих серных истчниках.
Старые бани заезжим человеком распознаются не сразу, хотя место где они "вздуваются" из земли, так и называется - "Абанотубани", "квартал бань", помывочная площадь. В Голубой бане мылся Пушкин, и даже написал об этом несколько фривольных строк в "Путешествии в Арзрум" - его привели в баню во вторник, в женский день. Да, и по легенде, ни одна из разморенных жарой и влечением полов тбилисских женщин в бане не то что не смутилась, даже не прикрылась 8)
Конечно, запах. Сероводород, вы понимаете. Но, говорят, вода серных источников действует очень благотворно. Но запах-то, запах!
Cерные бани оказались очень кстати в дурные времена начала 90-ых, когда рухнуло всё коммунальное хозяйство, погребя под собою свет, газ, и само собою, горячую воду в квартирах. Остались только бани, вода в которых сама текла из горячих ключей.
Бани назывались по именам владельцев, - Орбельяновская, Мирзоевская, Бебутовская, Цовьяновская, Царя Ираклия. Они отличались внешним видом, но внутренние помещения были схожи между собой и состояли из предбанника и собственно купальни. Помещения были отделаны мрамором, с отверстиями в потолке для света и воздуха.
Женщины обычно отправлялись в баню компаниями, на весь день. Здесь был их клуб, тут они мылись, ели, пили, стирали, чесали языками и выясняли отношения с соперницами.
В баню ходили на смотрины невест, - пожилые тётушки и потенциальная свекровь разглядывали достоинства и недостатки каждой, и проверяли, девственна ли невеста.
Я тут в посте про тбилисский модерн, упоминала о доме мирового судьи Маркоса Долуханова. Он еще называется "девичий дом княгини Тумановой"... Отсюда 16-летнюю Мариам Долуханову выдавали замуж за князя Туманова. Естественно, через баню:
Однажды свекровь объявила, что собирается устроить обед в бане князей Бебутовых и пригласить около сорока женщин из близких родственников. По традиции баня занималась на целый день, в продолжение которого могли пребывать все приглашенные. Еду готовили дома и, по мере надобности, приносили в баню в горячем виде, а шашлыки и люля-кябабы жарили рядом в духанах. Для обеда были приспособлены обширные предбанники с тахтами, убранными коврами и мутаками. Невыполнение этого обычая могло вызвать обиду у родственников и давало повод подумать, что невестка имеет какой-нибудь физический недостаток. Но когда было решено устроить обед в бане со смотринами, Мариам решительно воспротивилась.
В общем, для нее все закончилось хорошо: князь был прогрессист и книжник, молодую жену образовывал, возил в Петербург и Париж, а в баню - только мыться 8)
Процесс мытья состоит в следующем: для начала клиент "отмокает" в большом бассейне, из которого торчит только его голова, и ждет сигнала терщика. Терщик вооруженный к'исой и мешочком с мыльной водой, подводит клиента к топчану и...
О терщиках-"мек'исе" - отдельно, поскольку это главный банный человек. "К'иса" - это их инструмент, специальная ковровая рукавичка-мочалка. Тёрщицы - одна из самых древних городских профессий. Обычно это дородные тетки без возраста. Подозреваю, что старые, или даже древние, как сами бани, но как-то выжившие в этом аду и пару. Совершенно не представляю, как становятся тёрщицами. Кто будет сдирать шкуры с моющихся, когда они исчезнут?
Хорошая терщица имеет свою постоянную клиентуру. Она и массажист, и банщица, и знает все интимные тайны. А как же - перед терщицей все равны в своем естественном, неприкрытом обличье.
Так вот, мы: я с кузиной Инезильей и ее приятельницами, пришли в серную баню-люкс. Это две комнаты. Одна для отдыха и переодевания. Во второй — душ, бассейн с серной водой, к которому примыкает каменное массажное ложе на львиных лапах, а в лежаке за сотню лет сотнями лет протерта ложбинка. На нем мекисе и делает свои манипуляции.
Сначала - душ и бассейн. Отмокаем. Скользкой рукой пытаемся уловить скользкие рюмочки с грузинским коньяком, у которого такой странный ванильный привкус. Глумливые и скабрезные банные разговоры про мужиков и политику - пока не придет мекисе, возьмет за руку, швырнет на мраморное ложе и не начнет сдирать шкуру своей политой уксусом мочалкой. Потом - массаж мочалкой с мыльной водой. Пену она регулярно смывает теплой водой из серного бассейна, окатывая с головой… Опять бассейн, душ и горячий чай в комнате отдыха. Жизнь возвращается в тело вместе с аппетитом.
На этот случай в квартале Абанотубани духанов и ресторанов не меньше, чем собственно бань. Но это уже другая песня
.